«Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А. Н. Колмогоров

пятница, 30 ноября 2012 г.

Статья: Использование деятельностного подхода в формировании культурно - экологических стремлений школьников в системе дополнительного образования.


В ряду новых явлений оте­чественной сферы образова­ния, порожденных демокра­тическими реформами, одним из наиболее значимых с пол­ным основанием можно счи­тать дополнительное образо­вание детей. Сегодня допол­нительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внима­ния и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично соче­тающее в себе воспитание, обучение  и  развитие  личнос­ти ребенка.
Решение данной проблемы требует внедрения новых технологий обучения, среди которых важное место занимает деятельностный  подход.

Данный подход является одним из эффективных в обучении и воспитании учащихся, в том числе и в системе дополнительного образования. Его использование позволяет сформировать познавательные, практические и творческие умения, экологические убеждения, готовность к деятельности  по охране природы, пропаганде экологических знаний.
Система экологического образования с использованием деятельностного  подхода создана  в муниципальном учреждении  дополнительного  образования  детей «Центр детского творчества» г. Нижневартовск  Ханты-Мансийского  Автономного округа и состоит из трёх основных подсистем:
  1. «Образовательная  экологическая  среда»;
  2. «Учебная  деятельность»; 
  3. «Внеучебная  практическая  деятельность».
Образовательная экологическая среда включает коллектив экологически  компетентных  педагогов,  материально-техническую базу,  учебно-методическое и дидактическое обеспечение, механизм  взаимодействия  с  социумом.
С целью повышения профессиональной  компетентности педагогов  была создана библиотека специальной и научной литературы по проблемам экологии, в том числе региональной. 
В коллектив были привлечены в качестве педагогов выпускники кафедры экологии   Нижневартовского государственного гуманитарного  университета.
В настоящее время сложилась определённая  система  обучения  педагогов, которая корректируется и совершенствуется с учётом  требований развития экологического  образования  и  социальным  заказом  общества. Один раз в месяц проходит заседание творческой группы отдела, на котором педагоги представляют разработки по  темам самообразования, дают творческий отчёт своей деятельности. Методисты проводит методическую учёбу, согласно годовому плану Центра специалисты социально-психологической службы проводят консультации. Ежемесячно  проводятся совещания отдела, на которых рассматриваются вопросы планирования, анализа деятельности педагогов, координируется план работы отдела на месяц, анализируются посещенные занятия и др.
Курсы повышения квалификации за последние пять лет удалось посетить практически всем педагогам отдела. Содержательная  часть  курсов в основном включала формы и методы экологического образования, внедрение регионального компонента образовательного стандарта «Экология», организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по региональной экологии и т.д. Все эти направления значительно  повысили экологическую  компетентность  педагогов. 
Важнейшим средством повышения эколого-правового потенциала педагогов дополнительного образования является посещение занятий более опытных педагогов, индивидуальная работа методистов и  психологов, отслеживание качества выполнения должностных обязанностей.
Сложилась определённая система работы с молодыми  педагогами. Для  них организуются различные формы методической работы: занятия в школе молодого педагога, индивидуальные и групповые консультации, методические учёбы, выставки, посещение открытых занятий коллегами, их анализ, разработка досуговых и воспитательных дел, оказание помощи при планировании, программировании, организации  опытнической  и  исследовательской  деятельности,  наставничество.
Традиционно проводятся городские семинары-практикумы, педагогические чтения, научно-практические  конференции, воспитательные  мероприятия, стажёрские площадки, мастер-класс для учителей биологии, экологии, педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений, воспитателей детских дошкольных учреждений по обобщению и распространению лучшего опыта, повышению педагогического мастерства. 
Повышение уровня профессиональной компетенции процесс непрерывный, касающийся и  педагогов с высоким уровнем квалификации. Они  включаются в процесс профессионального саморазвития через реализацию обучающей функции, предполагающей подготовку и проведение различных методических мероприятий для своих коллег, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта не  только на городском, окружном, но и Всероссийском, Международном  уровнях. 
Современные технологии экологического образования предусматривают создание материально-технической базы. Данная задача была успешно решена в  Центре  детского  творчества и  включает: экологическую  лабораторию, зимний сад, теплицы, учебно-опытные участки, экологическую тропу в районе  парка  Культуры и отдыха, участок  лесного  массива  на  территории  Нижневартовского  лесхоза, Мультимедийный Центр.
Экологическая лаборатория, имеет необходимый минимум приборов и оборудования для организации и проведения опытнической, поисковой, исследовательской  работы. 
Работа в лаборатории даёт возможность ребятам осваивать новые методики, проводить опыты и исследования по различным направлениям, создавать базу данных, обрабатывать и систематизировать полученные результаты, которые они учатся анализировать, оформлять и докладывать на конференциях различного уровня.
Важное место в формировании культурно-экологичских стремлений школьников  занимает зимний сад.
Зимний  сад  является  материальной базой для проведения тематических  экскурсий, выращивание рассады, научно-практической деятельности, позволяет  познакомить  школьников с декоративными  растениями разных  географических зон. 
Большую роль в проведении опытнической  и исследовательской  работы   играет  учебно-опытный участок (УОУ). В Центре детского творчества  имеется два  участка с теплицами. На УОУ проводятся экскурсии,  практические занятия по программе «Экология цветоводства», выращивается  рассада цветочных культур для озеленения пришкольных территорий, ведётся  опытническая  и  исследовательская деятельность.
Наличие  отапливаемой  теплицы  на  территории  УОУ  позволяет  вести  опытническую  работу   на  протяжении  всего  года.  Теплицы  оборудованы  комплектом необходимого  инвентаря, спецодеждой.
С появлением МультиЦентра у педагогов появилась возможность охватить образовательными программами все категории населения: дошкольников, школьников, студентов  и родителей, варьировать программным содержанием, позволяющим экспериментировать и управлять различными технологическими  инструментами, тем  самым обеспечить  путь  восприятия  предмета  изучения,  приобретая  новые  знания и  развивая навыки, необходимые  для  выполнения  заданий  в  технологической  среде. 
В  процессе   формирования  культурно-экологических  стремлений  школьников был создан   механизм  взаимодействия с городским, окружным, федеральным социумом,  который заключается в  консультировании педагогов, учащихся по организации и проведению опытнической,  научно-исследовательской деятельности; корректировке, рецензировании программно-методических материалов педагогов, научно-исследовательских работ учащихся; в проведении городских методических семинаров, практикумов; в организации и проведении полевой практики; финансовой  поддержке;  содействуют выпускникам в поступлении  в специализированные ВУЗы;
Учебная  деятельность  по  экологическому  образованию осуществляется  на  базе  образовательных  учреждений  города  Нижневартовска  на  всех  ступенях  обучения  с  1-го  по  11-й классы.  Целью учебной  деятельности  является  углубление  теоретических  знаний  по общей  и  региональной экологии,  предусмотренных  школьными  программами.  Организация  учебно-воспитательной работы по  формированию  экологической  культуры  учащихся  осуществляется  по авторским  программам:  «Природа  и  мы»,  «Экология  цветоводства», «Растения, животные, человек  в  экосистемах  ХМАО. Охрана  природы», «Мониторинг  городской  среды», которые обеспечивают  системность, непрерывность и  преемственность  в  обучении. Все программы связаны общей идеей привлечения детей к  различным  типам практической деятельности по экологии в зависимости от их возраста, желания, способности.
Внеучебная практическая деятельность по экологическому  образованию включает  также   работу  со  школьниками младшего, среднего  и  старшего звена по  тем же программам, так как в процессе их  создания  в них  были  включены  блоки  практической  деятельности.
Основными направлениями деятельности младших школьников  по  программе «Экология  цветоводства» являются наблюдения, описание живых объектов, конструирование  поделок  из  природного  материала, опытническая  работа, экологические  экскурсии, природоохранные  акции, городские экологические  игры и конкурсы, которые  позволяют сформировать  знания, умения,  мотивацию  к  изучению   экологических  проблем.
                Практическая деятельность в процессе формирования культурно-экологических  стремлений  является  непрерывной  и используется при  обучении  школьников среднего звена  по  программе «Растения, животные, человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы». На этом  уровне образовательного процесса практическая  деятельность  становится более  сложной, наряду с  выше  указанными, вводятся  новые  формы деятельности, такие как исследовательская и просветительская, работа на учебно-опытном участке,  природоохранные  акции.
На  этапе  работы по  программе «Мониторинг  городской  среды» со школьниками  старшего  звена  используются  как  те же  формы  работы, что  и с  учащимися среднего школьного  возраста, однако они отличаются по  сложности  постановки задач, методики их выполнения, использованию  экологического  оборудования. Кроме того,  при  обучении школьников старшего  возраста  применяется   пропагандистская и  проектная  деятельность, участие  в  различных научно-практических  конференциях и  семинарах.
Таким образом, сложившаяся система работы в Центре детского творчества     построена на  принципах  преемственности  и непрерывности образовательного  процесса, в  котором  широко используется деятельностный  подход, играющий  важную  роль в  формировании культурно-экологических  стремлений  школьников,  нравственных качеств личности, навыков организации и проведения научно-практических  конференций, диспутов,  лекториев, природоохранных  акций, трудовых  десантов, позволяющий  повышать  уровень развития специальных знаний, умений, навыков ведения опытнической, исследовательской и  проектной деятельности в области экологии, приобрести навыки грамотного поведения учащихся в природе,  становлению активной жизненной позиции в решении  экологических  проблем.  
Автор: Кельбас. Р.В., к.п.н.,
МАОУДОД «Центр детского творчества»,
г. Нижневартовск, Тюменская обл., ХМАО-Югра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий